Что такое аквапланирование? Причины возникновения, рекомендации и советы

Что такое эффект аквапланирования, каковы причины его возникновения, что нужно знать, чтобы избежать его в будущем. Выбор покрышек, препятствующих возникновению аквапланирования

Вопрос. Двигаясь на автомобиле на высокой скорости Вы заезжаете на участок дороги, покрытый слоем воды и чувствуете, что автомобиль “поплыл”. Ваши действия?

а) ударить резко по тормозам;

б) пытаться поймать управление рулём;

в) отпустить педаль газа, крепко держась за руль;

г) паниковать, бросить руль и давить изо всех сил на педали=).

Правильный ответ размещен в конце статьи. Цель статьи — рассказать, что такое эффект аквапланирования, каковы причины его возникновения, что нужно знать, чтобы избежать его в будущем.

Что такое аквапланирование?

Определение: Аквапланирование —  это эффект потери сцепления шины автомобиля с поверхностью дорожного полотна, вызванный гидродинамическим клином, образованным в результате движения. Другими словами, при возникновении данного эффекта, Ваш автомобиль, при наезде на высокой скорости на лужу, начинает как бы “плыть” по дороге. 

Если немного углубиться в теорию, то кратко можно сказать, что данный эффект возникает в тот момент, когда силы давления, со стороны жидкости на пятно контакта с колесом, превосходят вес приходящийся на это колесо.

Схема аквапланирования

Опасность аквапланирования заключается в том, что теряется сцепление с дорогой — образовавшийся водяной клин между шиной и дорогой является подобием смазки. Управлять автомобилем в таком состоянии невозможно. Более серьезная опасность подстерегает когда колесо начинает цеплять колею, и автомобиль может непредсказуемо выбросить в занос.

Причины возникновения аквапланирования

  1. Высокая скорость. Является первой и самой главной из причин. Из курса гидродинамики известно, что гидродинамическое давление пропорционально квадрату скорости. Поэтому, несложно понять, что чем выше скорость, тем больше автомобиль напоминает водные лыжи.

Какие бы хорошие шины не стояли на автомобиле, при высокой скорости они физически не справятся с большим количеством отводимой воды.

  1. Толщина слоя воды.  Чем больше на дорогое воды, тем больше площадь пятна контакта покрышки с водой и выше сила давления. Особенно данный фактор опасен на дорогах, где встречаются неровности, колеи и ложбинки в которых возможно скопление воды.
Колея с водой

В дождливую погоду старайтесь не попадать колесами в колею.

  1. Стертые покрышки. Проектор шин призван отводить воду из пятна контакта с дорогой. Снижение остаточной высоты протектора уменьшает размер ламелей и канавок отводящих воду, а значит, и количество отводимой воды. Даже новые покрышки не всегда способны качественно отводить воду — речь идет о спортивной резине для сухих дорог и покрышек типа слик и полуслик. Эти покрышки проектировались для других целей и не всегда пригодны для езды по мокрой дороге. Следующий раздел статьи посвящен выбору моделей автомобильных шин специально спроектированных, чтобы снизить вероятность возникновения водяного клина.
Высота протектора

Стертые шины хуже держат сцепление на мокрой дороге.

  1. Низкое давление в шинах. Этот фактор снижает скорость начала формирования водяного клина. Если давление в шине недостаточное, то встретившись с водяной преградой, шина не будет эффективно «врезать» ее, а просто «промнётся», оставив воду в пятне контакта. Приспущенные шины повышают риск аквапланирования и снижают начальную скорость его возникновения. Требуемое давление в шинах указано на табличке, расположенной на средней стойке кузова в проёме водительской двери или на обратной стороне лючка бензобака.
Табличка с давлениями в шинах
Табличка с давлением в шинах

Регулярно следите за давлением в шинах.

  1. Малый вес автомобиля. Также снижает скорость начала аквапланирования. На данный фактор автолюбители, как правило, не в состоянии повлиять. 

Выбирайте скорость движения автомобиля исходя из погодных условий. Чем легче автомобиль, тем больше он подвергнут риску срыва в аквапланирование.

Шины, устойчивые к эффекту аквапланирования

Рассмотрим, какие шины против аквапланирования предлагают производители. Нюансов при выборе автопокрышек достаточно много, подробнее об этом узнать можно ознакомившись со статьей на этом сайте. Здесь приведем пункты, на которые следует обратить внимание, при выборе шин обеспечивающих надежность и безопасность вождения во время дождя.

  1. Выбирайте дождевые шины. Дождевые шины всегда относятся к летнему типу. Но какой-то отдельной общепринятой маркировки они не имеют. У некоторых производителей можно встретить в названии маркировку «Rain», «Aqua» или соответствующий значок.
Маркировка дождевых шин
  1. Обратите внимание на размер канавок. От ширины и глубины канавок и ламелей напрямую зависит объем отводимой воды. Это положительно влияет на минимальную скорость начала формирования водяного клина.
  1. Тип протектора. Среди множества моделей автошин выбирайте покрышки с асимметричным или направленным рисунком протектора. Тесты показывают, такой тип протектора лучше справляется с отводом воды.
Протектор дождевой шины и шины для сухого асфальта

Рекомендации и советы автолюбителям

Чтобы избежать аквапланирования опытные автолюбители рекомендуют:

  1. Следите за скоростью движения. Снизьте скорость автомобиля на мокрой дороге даже если не наблюдаете больших луж. Даже с новыми шинами от топового производителя, при толщине слоя воды на асфальте в несколько сантиметров машина может потерять сцепление с дорогой даже на скорости менее 80 км/ч.
  2. Вовремя меняйте стертые шины. Согласно правилам, минимальная высота протектора для летних шин легковых автомобилей составляет 1,6 мм. Обратите внимание на индикаторы износа Ваших шин. Если они подтерлись, то следует задуматься о покупке новых.
Индикаторы износа
  1. Старайтесь не держаться заполненной водой колеи.

Если попали в аквапланирование

В дороге может произойти что угодно и аквапланирование не исключение. Если вдруг появилось ощущение, что автомобиль внезапно «поплыл», то здесь самое главное ни паниковать, ни крутить рулем и ни бить по тормозам. Опасность заключается в моменте когда колесо резко войдет в зацепление с дорогой, что может спровоцировать резкий рывок в сторону и последующий занос. Поэтому, в этом случае лучше придерживаться следующего простого алгоритма действий:

  1. Отпустить педаль газа и позволить автомобилю тормозить двигателем.
  2. Крепко держать руль двумя руками не поворачивая колеса.
  3. Не совершать резких движений и не пытаться жать на тормоза.
  4. Дождавшись сцепления с дорогой, снизить скорость движения до безопасной.

Заключение

В заключении стоит отметить, что эффект аквапланирования возможен не только летом, но и в зимний период года на заснеженной трассе. Рекомендации будут аналогичные.

Чуть не забыл, правильный ответ — в).

Avatar photo
Андрей Коровин

Мастер на СТО.

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Автолюбителям
Добавить комментарий