Появление даже маленьких пятнышек коррозии на металле грозит владельцу авто серьезными неприятностями, но мастера неохотно берутся за малые объемы работ. Поэтому важно знать, как удалить ржавчину самостоятельно с гарантированным результатом – надежно, надолго, без риска распространения.
- Причины образования ржавчины (коррозии) на кузове автомобиля
- Как удалить ржавчину в домашних условиях простыми средствами
- Доступные способы антикоррозийной обработки
- Рейтинг преобразователей ржавчины
- Спреи-преобразователи ржавчины
- Жидкие средства удаления коррозии
- Гелевые преобразователи ржавчины
- Советы автолюбителей для защиты автомобиля от появления коррозии
Причины образования ржавчины (коррозии) на кузове автомобиля
Главные факторы, провоцирующие появление и разрастание коррозии, это воздух и вода. Они обладают самым сильным действием, но в обычных условиях это происходит очень медленно. Специальные покрытия и другие защитные меры еще больше повышают срок эксплуатации кузова. Однако авто все-таки используется, подвергаясь агрессивному внешнему воздействию. Чаще всего металл начинает ржаветь по нескольким причинам:
- Нарушение целостности покрытия. На каждый кузов наносится специальный состав, надежно защищающий от разрушения. Он не боится влаги, солей, перепадов температуры. Но даже небольшой скол или царапина станут началом разрастания коррозии. Самый высокий риск – у авто, покрашенных повторно, но и первичный заводской слой может оказаться непрочным (зависит от производителя).
- Отсутствие защиты. Дополнительно к лакокрасочному слою знатоки рекомендуют использовать для исключения коррозии железа следующие средства: подкрылки и брызгалки, восковые полироли, специальные пленки, жидкие керамику или стекло.
- Появление конденсата. При перепадах температуры (с холода в тепло) на поверхности металла появятся капельки влаги. Если где-то есть царапина, она обязательно будет разрастаться.
- Высокая влажность. Этот фактор будет играть роль только в среднем и теплом климате, где большая разница ночных и дневных показаний термометра. Явление неизменно повлечет за собой образование конденсата, но только при хранении авто на улице.
- Соли или песок на зимних дорогах. Соль – еще один дополнительный триггер, усиливающий коррозию днища автомобиля. Однако песок намного опаснее, поскольку несет угрозу механического повреждения.
- Неправильные хранение и уход. У хранения автомобиля в гараже или на улице существуют сторонники в обоих случаях. В гараже кузов лучше защищен от окружающей среды, но для идеальных условий должен быть выдержан температурный режим и оборудована хорошая вентиляция. Зачастую намного больший вред наносится отсутствием элементарного ухода: очистки, мойки, сушки.
Что бы ни было причиной ржавления металла, даже при самых небольших (точечных) повреждениях эксперты советуют начать действовать.
Как удалить ржавчину в домашних условиях простыми средствами
Под рукой не всегда может оказаться специально предназначенный химпрепарат, а появившееся ржавое пятнышко следует обработать незамедлительно. Быстро удалить ржавчину в домашних условиях можно попробовать самыми доступными средствами:
- Кока-кола. Этому напитку приписывают множество необычных свойств, однако способность очистки он приобрел благодаря содержанию в составе ортофосфорной кислоты. Для полного очищения воздействие должно продолжаться 24 ч.
- Уксус. Для очистки свежих пятен достаточно обычного столового с 9% концентрацией. Если пятна уже въелись в металл, придется воспользоваться 70% эссенцией. Время воздействия – 2 ч. Для этого нужно смешать 100 мл. уксуса с двумя столовыми ложками соли, затем нагреть до 60-70 градусов и полученный состав втирать губкой в место появления коррозии.
- Лимонная кислота. Приготавливают раствор (10-20 г на 1 л воды), в котором замачивают деталь на 2 ч. В случае обильных поражений металлической поверхности концентрацию и время воздействия увеличивают в 2 раза.
- Пищевая сода. Для усиления эффекта её смачивают уксусом до получения густой пасты: вначале посыпают ржавчину порошком и заливают кислотой. Реакция идет прямо на металле.
- Сырой картофель, соль, хозяйственное мыло. На срез сырой картофелины насыпают соль либо натирают мылом. Используют полученный «инструмент» как щетку для оттирания мест с рыжим налётом.
Важно! При использовании жидких средств, удаляющих ржавчину, применяют следующий способ для несъемных деталей: смачивают в растворе толстую ткань, закрепляют её на пораженном участке и прикрывают пленкой.
Для очистки используют самые разнообразные составы и растворы: лимонный сок, рыбий жир, Алка-Зельтцер, кетчуп, различные кислоты (соляную, щавелевую и др.). Однако эффективность таких средств сомнительна и не всегда дает нужный результат. Поэтому эксперты рекомендуют в дополнение к ним иметь в запасе специальные химические препараты.
Доступные способы антикоррозийной обработки
Иногда порча металла захватывает обширные участки или проникает глубоко. В этом случае перед использованием специализированной химии стоит провести зачистку одним из методов:
- Механический. Для неглубокой коррозии достаточно взять бумагу с зерном 400-600, при сильной ржавчине – с зерном 120 или металлическую щетку. Применяя один из инструментов, зачищают нужный участок до голого металла.
- Электрохимический. Его проводят с использованием специальных наборов («Цинкор-Авто») строго по инструкции. Способ простой и доступный, не занимает более 15 минут.
Каждый из вышеперечисленных методов обладает своими достоинствами. Первый позволяет удалить ржавчину с автомобиля быстро и недорого, причем с больших площадей. Второй гарантирует полное избавление от мест ржавления: без риска для защитного покрытия авто, с низкими трудозатратами, в самые короткие сроки
Рейтинг преобразователей ржавчины
Производители предлагают широкий выбор химических препаратов для превращения вредоносного налёта на металле в рыхлую и легко удаляемую массу. В зависимости от консистенции средства выпускаются жидкие, гелевые или в виде спрея. По составу они делятся на несколько групп:
- Кислотные. С содержанием ортофосфорной либо оксикарбоновой кислоты. Такие препараты применяют и хранят при температурах широкого диапазона (даже в мороз). Однако их использование требует аккуратного обращения: средств индивидуальной защиты, вентиляции, воздействия строго на повреждённом участке. А после окончания очистки необходимо промыть поражённый участок водой.
- Нейтральные. Эта группа наиболее популярна среди автомобилистов из-за безопасности при использовании, быстрого высыхания, отсутствия необходимости промывки. Хотя такие препараты стоят дороже, они просты в применении и защищают поверхность металла от дальнейшего разрушения. В качестве основных компонентов здесь используются танин, оксид цинка, оксид марганца.
В составе присутствуют и вспомогательные вещества: ингибиторы коррозии, загустители, дополнительные компоненты (обеспечивают приятный запах и т. д.).
Спреи-преобразователи ржавчины
Этот вид средств удобен для применения в любых условиях, в т. ч. и на улице, в дороге, вдали от гаража. Высокий рейтинг у следующих препаратов:
- HI-GEAR HG40 (США). При использовании состава на месте поражения образуется защитное покрытие, уже спустя 3 ч. готовое для окрашивания. Сам процесс очищения – несколько заходов с разницей в несколько минут. Средство не повреждает краску, создает слой с хорошей адгезией, надёжно защищает металл от дальнейшего разрушения. Среди спреев занимает первое место по популярности несмотря на высокую стоимость.
- KUDO, 520 мл (Бельгия). В составе есть кислота, которая эффективно уничтожает ржавчину. На обработанном месте появляется защитная плёнка. Уже через сутки обработанный участок можно шлифовать и окрашивать. Проведение работ требует тёплого бокса: состав не будет работать при t ниже +10˚С, оптимальный режим +20˚С. Несмотря на это препарат эффективен, без запаха, быстро сохнет и имеет доступную цену.
- ELTRANS (Россия). Продукт содержит цинковый порошок и танин, благодаря чему достигается быстрый и стойкий результат. Для создания финишного покрытия достаточно 3 ч. сушки после 2-3 слоёв средства, нанесенного с паузами в 15 мин. Препарат при невысокой стоимости имеет низкий расход, что делает его самым экономичным среди аналогов. Его не нужно смывать, а защита достаточно прочная.
Хотя спреи немного дороже жидких препаратов, они экономичнее и удобнее. Распыляющая насадка дает возможность нанести состав даже на самые труднодоступные участки и вовремя предотвратить распространение коррозии автомобиля.
Жидкие средства удаления коррозии
Главное преимущество таких препаратов – их доступная стоимость и экономный расход из-за жидкой консистенции. В числе самых эффективных потребителями признаны несколько:
- ASTROhim Antiruster фосфатный (Россия). Благодаря высокому содержанию ортофосфорной кислоты (15-30%) средство эффективно очищает поверхность при коррозии кузова. Не растворяет краску и даёт видимый результат при низкой цене. Хотя применение требует средств индивидуальной защиты, в большинстве рейтингов занимает первое место по популярности.
- AGAT-AVTO ЦИНКАРЬ (Россия). В составе присутствуют соли марганца и цинка, ортофосфорная кислота. Благодаря правильно разработанной формуле и соблюдению пропорций эффективность средства высока, а создаваемая защитная плёнка – одна из самых прочных. Несмотря на необходимость мер предосторожности, большинство автовладельцев предпочитают использовать эту разработку.
- Arexons Ferox Convertiruggine (Италия). Главное отличие от аналогов – более широкий диапазон температур для применения: от +5˚С до +30˚С. В основе состава – синтетические смолы, диспергированные в воде. Вступая в реакцию с ржавчиной, они преобразуют её в защитную прочную плёнку, не агрессивную в отношении железа. Еще один плюс препарата – совместимость с любыми красками.
Внимание! Жидкие составы идеально подходят для удаления ржавчины на кузове перед нанесением нового лакокрасочного покрытия. Они реализуются в средних и высоких объемах (от 500 мл), что ещё больше снижает их стоимость на единицу продукции.
Гелевые преобразователи ржавчины
Препараты в виде геля идеально подходят для обработки наклонных, вертикальных участков и деталей. Густая консистенция не даёт им растекаться, а кисточка позволяет делать обработку минимальным количеством средства. Автомобилисты называют несколько составов в числе самых эффективных:
- Permatex (Великобритания). Входит в первую пятерку гелевых преобразователей. По отзывам потребителей, в обращении прост: достаточно нанести на поражённое ржавчиной место немного средства – и через 5-10 мин. смыть водой под напором. В составе содержится кислота, поэтому препарат требует аккуратного обращения. Несмотря на высокую цену, гель пользуется спросом благодаря эффекту стойкой защиты от новой коррозии.
- KERRY (Россия). В составе имеет структурный модификатор, что обеспечивает средству глубокое проникновение. При нанесении действует быстро – за 10-15 мин., однако до полного высыхания проходит до 2 сут. В местах сильных повреждений рекомендуется проводить обработку дважды. Идеальный вариант при подготовке кузова под покраску – после применения образуется защитная плёнка с высокой адгезией.
- КППС (Россия). Как и предыдущий препарат, обеспечивает после применения плёнку с высокими свойствами адгезии. Действует через 30 мин., расход – 0,7-1,1 м²/кг. Для дальнейшей окраски дополнительная грунтовка не требуется. Благодаря образованию прочного защитного слоя средство повышает срок службы металлических частей автомобиля.
Гелевые препараты чаще всего используются для устранения царапин и точек ржавчины на кузове. Они не растекаются, воздействуя на соседние участки, поэтому их расход экономен.
Советы автолюбителей для защиты автомобиля от появления коррозии
Знатоки автомобильного дела рекомендуют не допускать даже намёка на ржавчину. Для этого следует регулярно ухаживать за авто и обязательно проводить профилактику:
- Мыть машину раз в 2-3 недели с последующим покрытием воском после высыхания. Зимой делать это чаще, поскольку на авто попадают химические реагенты, соль, песок.
- Периодически осматривать на предмет повреждений краски: вздутия, сколы, царапины. При обнаружении сразу обрабатывать.
- Использование герметиков. Если повреждение появилось на стыке деталей, обезжирить его и нанести герметик.
- Применение защитных спреев. Они потребуются, если машина эксплуатируется в жёстких условиях и требует дополнительной обработки.
- Создать оптимальные условия для хранения авто: с защитой от факторов внешней среды, от резких температурных перепадов, излишней влажности.
Кроме превентивных мер и применения специальных покрытий, есть и более сложный способ – электрохимический. Его реализацию проводят с помощью т. н. жертвенных протекторов.
Нередко автолюбители используют и «хвост» – резиновую полоску под задним бампером. Все эти меры снижают вероятность возникновения коррозии. Однако эффективно остановить ржавчину на кузове автомобиля под силу только специализированным химическим препаратам. Их стоит всегда иметь под рукой и применять по мере надобности при самых малейших повреждениях.